№ 17
20. – 21.01.2010г
Статья 34. Организация работы Совета депутатов
( Примечание – звездочками помечены пункты, вызывающие замечания и вопросы).
1. *Основной формой работы Совета депутатов города является сессия.
2. Вновь избранный состав Совета депутатов города собирается на первую сессию не позднее 30 дней со дня избрания Совета депутатов города в правомочном составе.
Сессии Совета депутатов проводятся в соответствии с календарным планом работы, но не реже одного раза в три месяца.
* Внеочередные сессии Совета депутатов проводятся по требованию Главы города или по тре-бованию не менее чем одной трети от установленной численности депутатов Совета депутатов.
3. * На сессии Совета депутатов вправе присутствовать жители городского округа, представи-тели общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления, Глава города, должностные лица Администрации города, иных органов местного самоуправления городского округа, руководители организаций, должностные лица органов государственной вла-сти в соответствии с Регламентом Совета депутатов города. Закрытые сессии Совета депутатов могут проводиться по решению Совета депутатов в порядке, определенном Регламентом Совета депутатов.
4. Сессия считается правомочной, если на ней присутствует не менее пятидесяти процентов де-путатов от установленной численности депутатов Совета депутатов.
5. Совет депутатов на срок своих полномочий из числа депутатов образует постоянные и вре-менные комиссии, численный состав и полномочия которых определяется решениями Совета де-путатов.
Комментарии:
1. Фраза «Основной формой работы Совета депутатов является сессия» лжива по сути. По-скольку то, что происходит на сессиях работой назвать нельзя. Это не работа, а подымание рук. По всей видимости, эта фраза перекочевала откуда-то с вершин представительских органов, из их до-кументов. Потому что в Госдуме сессия действительно длительный процесс, включающий в себя подготовку и обсуждение законов. В представительных органах власти на уровне регионов сессии занимают уже всего несколько дней, чаще 1-2. А на уровне муниципальном сессии занимают всего несколько часов.
В искитимском варианте это больше похоже на откровенную халтуру, а не на работу. Немалая часть депутатов (до 6-8 человек из 25) получает свои документы для сессии, только войдя в зал заседаний. О какой их работе на сессии можно говорить?
Правда, проводятся перед сессиями депутатские слушания, это своего рода репетиция сессии. На них приходят чиновники, готовившие вопросы повестки дня, депутаты могут задать им свои вопросы, потребовать разъяснений. По логике и по своему замыслу эти депутатские слушания и должны быть той основной формой работы, которая позволяет снимать возможные неувязки по вопросам повестки дня сессий. Но, как правило, на слушаниях присутствуют не все депутаты, и слушания проходят вполне формально и уныло, избирателей о них не извещают.
Точно так же формально организована работа комиссий Совета. Скорее всего, она практически отсутствует, если и ведется, то эпизодически и не во всех комиссиях, от народа эта работа скрыва-ется, народ не имеет возможности ставить через комиссии свои вопросы в повестку дня сессий.
Таким образом, вся работа Совета «заточена» на откровенную халтуру и на то, чтобы фор-мально и быстро штамповать решения, подготовленные чиновниками администрации. Народ от участия в этом процессе практически отлучен, в качестве активного участника работы Совета на-род просто не предусмотрен ни Уставом, ни Регламентом Совета.
Поэтому было бы лучше избавиться от лживости вышеупомянутой фразы, заменив ее, напри-мер, на такую, – «Основной формой принятия Решений Совета депутатов является сессия.»
2. Статья 34 наглядно показывает, что народ в сознании депутатов вовсе исключен как субъект права. Почему народ лишен права требовать созыва внеочередных сессий? Почему ему дали только право присутствия на сессиях, а не участия в них? Чьи интересы защищают депутаты, из-бранные народом, с помощью такого текста статьи? Вполне антинародного, кстати, за счет своих умолчаний.
Норма о созыве внеочередной сессии по требованию 1/3 депутатов в Законе № 131-ФЗ отсут-ствует. Эта норма – собственная разработка депутатов, никак не согласованная с народом и пото-му вполне антинародная, направленная на создание максимальных помех созыву внеочередных сессий. Объясняю почему.
Тот же Устав и Закон № 131-ФЗ устанавливает норму для проведения референдума в 15%. По-чему для проведения внеочередной сессии «забита» норма в 33%. В два раза более высокая, чем для референдума. Давайте будем понимать, что для проведения внеочередной сессии у депутатов возникают достаточно веские основания, что при этом возможен либо конфликт внутри депутат-ского корпуса, либо давление народа на депутатов. Скорее всего, это будет конфликт между ру-ководителем Совета и группой депутатов, который не удается решить мирно. Повышенная норма для созыва внеочередной сессии будет работать на недобросовестного председателя Совета, будет способствовать развитию председательских подковерных интриг в Совете, будет способствовать лишению искитимского народа возможности требовать через депутатов созыва внеочередной сес-сии.
Думается, что даже норма в 15% тоже велика. В свое время, с моей подачи, в Уставе Искитима 1990 года была норма 5%, при которой любое предложение, поддержанное таким числом депута-тов, вносилось в повестку дня сессии. И эта норма вполне нормально работала. Примерно такую норму (8% или 2 человека) надо оставить и для созыва внеочередной сессии Совета по требова-нию депутатов и по требованию искитимского народа.
Если требование народа о проведении внеочередной сессии, высказанное в устной или пись-менной форме, поддержит голосованием или подписями всего 2 депутата, такая сессия должна быть проведена в течение 30 дней со дня получения требования. В конце концов, эта сессия будет состоять всего из одного вопроса, много времени не займет, но у народа появится реальный шанс требовать проведения внеочередной сессии, для чего народу будет достаточно заручиться под-держкой всего двух депутатов.
Кроме того. пониженная норма на созыв внеочередных сессий сведет на нет любые подковер-ные интриги недобросовестных председателей Совета по недопущению нежелательных для него обсуждений на внеочередных сессиях.
3. И конечно же надо изменить положение о «присутствии избирателей» на положение «об участии избирателей». О чем уже было сказано в предыдущих статьях Устава. В смысле «участия» избиратели должны иметь следующие права:
- право вносить в повестку дня 1-2 избирательских вопроса без предварительного обсу-ждения их тематики,
- право выступления по внесенным избирателями вопросам не более 5-7 минут (1-1.5 листа печатного текста) с обязательным предложением для голосования депутатов,
- право на обязательное голосование депутатами избирательского предложения по вы-ступлению,
- право на последующую доработку предложения избирателей совместно с депутатами, если предложение получает поддержку части депутатов при депутатском голосовании,
- право на уважение депутатами избирательских инициатив и на размещение избира-тельских предложений в повестку дня не далее 4-5 пункта повестки дня сессии,
- право на соответствующие изменения Регламента Совета.
4. Статья 34 нуждается в очень серьезных дополнениях вот какого рода. Надо решить вопрос о кандидатах в депутаты, кто был участником избирательной кампании. Дело в том, что за всех не-избранных кандидатов голосует народу не меньше, а порой и больше, чем за избранных депута-тов.
Сегодня, при правовом невежестве депутатов, при их достаточно низкой общей культуре и вос-питании, у многих депутатов в явной или скрытой форме развивается комплекс провинциального дурноспесия. Когда человек, избранный депутатом, начинает считать себя наделенным какими-то исключительными правами по сравнению с проигравшими ему соперниками. Между тем выборы – это, во-первых, подобие лотереи. Во-вторых, выборы не наделяют победителя какими-то особы-ми достоинствами личности. Грубо говоря, если человек был дураком до выборов, то он им оста-нется и после выборов. Выборы не делают человека умнее, талантливее, способнее и т.д. Но по-нимать это, в силу комплекса провинциального дурноспесия, искитимским депутатам удается не всем. Еще труднее для них оказывается действовать в соответствии с этим пониманием.
А потому избранные депутаты, как правило, тут же забывают о своих коллегах по выборам, а вместе с ними плюют на права тех, кто голосовал за неизбранных кандидатов, за их программы, за их предложения, за их возможности и т.д. Таким образом, воля и надежды, права и свободы зна-чительной части искитимцев оказываются, в силу правового невежества, плохого воспитания, низ-кой культуры и провинциального дурноспесия избранных депутатов, выброшенным на свалку, на помойку.
И это неправильно. Хотя бы потому, что очень часто среди неизбранных кандидатов оказыва-ются люди, чрезвычайно полезные для искитимского народа своей принципиальностью, незави-симостью, самостоятельностью, но именно поэтому неудобные и опасные для чиновников, для Глав Искитима. Именно против таких кандидатов администрация ведет негласную, скрытую, под-коверную деятельность по недопущению таких людей в депутаты, используя для этого весь свой административный ресурс. А дурноспесие избранных депутатов, их пренебрежительное отноше-ние к неизбранным кандидатам чиновникам только на руку, оно помогает чиновникам изолиро-вать опасных для них людей и критику этих людей от общества.
Вот почему, в интересах искитимского народа, для защиты прав и свобод всех избирателей, необходимо внести в Ст 34 положение о том, что к работе Совета должны приглашаться все уча-стники избирательной кампании. Это приглашение должно делаться депутатами официально, че-рез СМИ. А возможности для участия неизбранных кандидатов в работе Совета должны быть пре-дусмотрены и в Уставе и в Регламенте Совета.
Такое положение:
- защитит права всех тех искитимцев, кто голосует за неизбранных кандидатов ( а это 40-60% участников избирательной кампании),
- покончит с комплексом провинциального дурноспесия искитимских депутатов,
- сведет на нет скрытые происки администрации и Глав Искитима по недопущению в Совет «неугодных» для них граждан, поскольку «неугодные», при любом исходе выборов для них лично, получат право работать в Совете, пусть даже не в ранге депутатов,
- сделает Совет депутатов более самостоятельным и независимым органом власти за счет участия в работе Совета людей принципиальных, способных на критику, защитит Совет от любых попыток подчинить Совет исполнительной власти,
- позволит задействовать в искитимской жизни все полезные для искитимского народа идеи и предложения всех кандидатов,
- расширит социальную базу Совета, на которую он опирается, поскольку участники из-бирательной кампании не будут бояться проиграть выборы и не стать депутатом. Они, при любом исходе выборов для них лично, смогут принести пользу обществу своим участием в работе Сове-та.
5. Статья 34 нуждается еще в одном дополнении, связанном с расширением характера дея-тельности Совета депутатов и с ролью Совета в жизни искитимского народа.
Дело в том, что весь Устав и все его статьи про Совет депутатов «заточены» на то, что Совет депутатов нацелен на обслуживание исполнительной власти. А роль Совета как организатора ис-китимской жизни вообще даже не просматривается. И это чревато деградацией развития г. Иски-тима, что мы и имеем последние 20 лет.
Согласитесь, что сегодня в Искитиме нет ни структуры, ни человека, которые бы постоянно и целеустремленно занимались бы проблемами развития города. Для этого надо будить социальную активность общества, всемерно ее поддерживать и направлять на поиск путей развития, на поиск предложений по развитию, на поиск людей, способных к этой деятельности, на формирование об-щественного мозгового центра по развитию Искитима, на поиск успешных реализаторов одобрен-ных идей по развитию. Ничего этого нет и при существующем положении дел никогда не будет.
Главы Искитима за прошедшие годы (а это 20лет!) показали свою полную неспособность са-мим генерировать идеи развития Искитима и быть лидерами общества в этом вопросе. Они пока-зали свою неспособность понимать подобные идеи, нежелание ими заниматься и поддерживать их. И это вполне понятно и объяснимо, поскольку любой Глава Искитима, – это, прежде всего, временщик. Для него важнее всего удержаться в своей должности как можно дольше, не вызывая недовольство Губернатора. Взять максимально для себя и для своей будущей карьеры все и сей-час. Поэтому Главе важнее заниматься сегодняшним жизнеобеспечением города, работая при этом по минимуму. Что будет с Искитимом после него, для него дело десятое. Поэтому он не думает о достойных преемниках, о будущем города, о подготовке плацдармов для этого будущего.
Вот почему Глава города принципиально не годится как человек и как орган для организации будущего развития Искитима, искитимской жизни, искитимского общества.
Взять на себя эту заботу и эту работу обязан Совет депутатов, если в нем депутаты являются добросовестными патриотами нашей Искитим-Родины.
Именно Совет депутатов должен быть центром социальных инициатив по перспективному развитию Искитима. И эта функция Совета должна быть вписана в Ст 34 Устава.
6. Рассчитывать на то, что депутаты, избранные случайным образом из случайных людей, окажутся способны квалифицированно заниматься вопросами развития Искитима, по меньшей мере, наивно. Поэтому выход видится в создании при Совете достаточного количества общест-венных структур, которые, пользуясь возможностями Совета, могли бы постоянно заниматься во-просами улучшения искитимской жизни, вопросами перспективного развития Искитима.
А поэтому Устав и Ст 34 должны создать все условия и возможности для деятельности такого рода. Что можно предложить для этого в качестве таких условий?:
- приглашение и возможность участия в работе Совета всех желающих граждан Иски-тима, чувствующих, что они способны принести пользу искитимскому народу своим участием,
- включение в состав депутатских комиссий любых граждан-недепутатов,
- создание при Совете общественных комитетов и комиссий по самым разным направ-лениям искитимской жизни, в том числе как с участием депутатов, так и без их участия. Совет просто берет на себя роль некоего координационного центра социальных инициатив.
- создание при Совете Общественного Комитета по развитию Искитима, пригласив к участию в его работе всех желающих, кто чувствует в себе силы и способности принести пользу обществу, пригласив к участию в его работе всех производственников и предпринимателей,
- пригласить к участию в работе Комитета по развитию Искитима Главу Искитима с его администрацией, но на равных правах со всеми участниками,
- Комитет может и должен состоять из секций по разным направлениям искитимской жизни,
- Комитет не должен возглавляться Главой Искитима, председателем Совета и зависи-мыми от них людьми,
- при таких условиях и со временем Комитет превратится в подобие общественного пра-вительства г. Искитима по проблемам перспективного развития города и общества, свободного от конъюнктурных соображений от кого бы то ни было, как со стороны исполнительной власти, так и со стороны депутатского корпуса.
ВЫВОДЫ:
1.Вопросами перспективного развития Искитима, вопросами всемерного улучшения жизни искитимского народа сегодня никто всерьез не занимается. Исполнительная власть заниматься этими вопросами не может по своей сути. Взять на себя решение вопросов по организации искитимской жизни, по перспективному развитию Искитима и искитимского общества обязан Совет депутатов. Поэтому статья 34 Устава нуждается в серьезных до-работках:
- по участию в работе Совета всех кандидатов в депутаты, всех желающих граж-дан, чувствующих в себе силы и желания принести пользу нашей Искитим- Родине,
- по превращению Совета депутатов в центр социальной активности искитимско-го народа,
- по созданию арии Совете депутатов общественного Комитета по перспективно-му развитию Искитима и искитимского общества, который бы постоянно и творчески за-нимался вопросами перспективного развития Искитима.
2. За основу этих разработок можно взять предложения, изложенные в Комментариях к Статье 34, провести их общественные обсуждения и доработку.