№ 11
9.-11.01.2010г
Статья 20. Собрание граждан
1. На части территории городского округа для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, осуществления территориального общественного самоуправления могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Совета депутатов, Главы города, а также в случаях, предусмотренных уставом территориальном общественном самоуправлении.
3. Собрание граждан, проводимое по инициативе Совета депутатов города, Главы города, назначается соответственно Советом депутатов, Главой города.
4. Назначение собрания граждан, проводимого по инициативе населения, осуществляется решением Совета депутатов. Инициатива населения о проведении собрания осуществляется посредством создания инициативной группы из числа жителей городского округа в количестве не менее 50 человек. Мотивированное письменное обращение о назначении собрания граждан, подписанное всеми членами инициативной группы, направляется в Совет депутатов города, который обязан на ближайшей очередной либо внеочередной, после поступления письменного обращения, сессии назначить собрание либо мотивированно отказать в его назначении. Основанием для отказа может быть только нарушение порядка обращения с инициативой о проведении собрания граждан, установленного настоящим Уставом.
Собрание граждан, назначенное по инициативе населения, проводится в течение одного месяца со дня принятия решения о назначении собрания.
5. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления городского округа, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления городского округа.
6. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления городского округа, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
7. Итоги проведения собрания граждан подлежат официальному опубликованию в газете «Искитимская газета».
8. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а так же полномочия собрания граждан определяются федеральных законом, законом Новосибирской области, решением Совета депутатов, уставом территориального общественного самоуправления.
Комментарии:
1. По большому счету, эта статья Устава – «пирожок ни с чем». Этакая подачка народу – возможность проводить собрания без каких-либо гарантий по осуществлению решений этих собраний.
Вдумайтесь сами в идиотизм того, что статья предусматривает. Предположим, народу что-то нужно, народ чем-то, как говорится, «достали». Вопрос надо решать и решать достаточно срочно. Что же предлагается для этого?
Надо собрать не менее 50 подписей с соблюдением правил подписывания коллективных обращений, но о них в статье ни слова. Порядка обращения, упомянутого в Уставе, в этой статье нет. Возможно, его пока вообще нет, а если и появится, то это будет отдельный документ, сочиненный чиновниками без учета мнения народа, который конечно напечатают в газете, а потом о нем все забудут, но на него так удобно будет ссылаться чиновникам.
Далее письмо с подписями попадает в Совет, но в статье нет ничего, по каким случаям должна собираться внеочередная сессия, а очередная проходит, в лучшем случае, 1раз в месяц. Скорее всего, пройдет еще месяц до сессии. Сессия вопрос рассмотрит и назначит собрание, соберут его в течение месяца. Т.е. от момента появления идеи о собрании и до его проведения пройдет 1.5-2 месяца. А проблема, вызвавшая собрание, все это время решаться не будет? По статье – да, не будет! А по жизни тоже не будет? А если в реальной жизни проблема, вызвавшая у людей желание подписывать коллективные письма, будет решаться, то зачем собрание через 1.5-2 мес и эта статья?
1.1. Но стоит ознакомиться со Ст. 29. Собрание граждан. Закона № 131-ФЗ, как становится очевидно, что идиотизм Ст 20 Устава – это результат «творческой доработки» Закона № 131-ФЗ искитимскими депутатами:
- в статье Закона нет норматива подписей вообще. Откуда взялась цифра 50? Это постарались депутаты.
- Закон гласит, что «Собрание граждан назначается …(советом) в порядке, установленном Уставом». Почему нельзя Совету предусмотреть назначение народного собрания по решению председателя Совета без волокиты с сессией и со сроками проведения сессий и собраний? Для этого сессии достаточно один раз принять решение о наделении председателя такими полномочиями.
- Закон гласит «Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления…». Таким образом видно, что Закон не запрещает вносить в Устав положения, обязывающие органы местного самоуправления реализовывать решения народных собраний. Особенно, если эти решения собраний для своей реализации не требуют особых финансовых затрат бюджета и не нарушают действующего законодательства РФ и НСО. Как, например, большинство поправок к Уставу.
- Закон вообще умалчивает по легитимность собраний граждан, про минимальное количество граждан на таких собраниях. И это очень важно для любых народных инициатив, которые можно оформлять в виде решения собрания граждан-единомышленников.
- Закон, кстати, не запрещает проводить Интернет-собрания граждан, поэтому их процедуры можно и нужно вписать в Устав.
- Поскольку сами процедуры проведения собраний Закон отдает на откуп Уставу, то самому народу надо их и разрабатывать, чтобы максимально защитить свое право на реализацию решений таких собраний.
2. В статье нет ни слова о легитимности собрания. И это не случайно, поскольку легитимность обеспечивается явкой на собрание 50% граждан, которых это собрание касается. Это 50% граждан дома, улицы, микрорайона, ТОСа, ТСЖ. И сразу возникает вопрос, а какого рода собрания подразумевает эта статья и Закон № 131-ФЗ, с которого она списана? Ведь идею собрания по поводу какого-то недовольства народа могут поддержать жители самых разных мест Искитима. И как быть в этом случае с легитимностью собрания и его решений? В случае, например, назначения уполномоченных лиц от народа? Все эти вопросы доказывают дежурность и формализм этой статьи, ее плохую продуманность и необходимость ее более тщательной доработки народом под свои интересы, под свои права и свободы
3. В Статье 20 нет ни слова о правилах выполнения решений собраний депутатами, Главой Искитима. Статья, например, вовсе не запрещает депутатам и чиновникам плевать на эти решения собраний, отказывать в реализации их решений по надуманным причинам. Право собирать собрания народу дают, а права на реализацию решений собраний народу не дают. А какой смысл тогда в этой Статье 20?
4. А нашими чиновниками эта статья «заточена» под «встречи Глав Искитима с народом», которыми можно отчитаться как отчет Главы перед народом. Если кто не бывал на таких встречах, я кратко опишу их сценарий:
- Как правило, встречи происходят по микрорайонам города. Широкого оповещения всех горожан, да и жителей микрорайона, не проводится. Зачем, еще придут какие-то бузотеры с неприятными вопросами…
- Собрания проводятся в рабочее время рабочего дня, чаще всего с 16-00. Оповещение о собраниях проводят через структуры типа Совета ветеранов, через ЖЭУ и т.д. Те уже знают, кого можно пригласить.
- На собрание мобилизуют весь чиновничий муниципальный аппарат, вдруг возникнут вопросы по жилью, воде, теплу, транспорту и т.д. Поэтому нередки случаи, когда чиновников в зале больше, чем простого населения, преимущественно из числа пенсионеров и ветеранов. Никакой легитимностью такие собрания конечно не обладают.
- Собрание начинается с монолога Главы Искитима примерно на час. Суть его такова – у нас все хорошо в сравнении с прошлым годом, хотя отдельные недостатки конечно есть. Потом может выступить его зам по экономике мин на 30, приводя цифры роста всех показателей Потом могут выпустить еще кого-то. А когда слушатели уже «дозреют» до легкой одури, начинаются ответы на вопросы. Все сводится, в основном, на бытовщину, к обсуждению каких-то принципиальных вопросов такая публика не готова. Никаких иных выступлений критического характера не допускается. Заканчивается такое собрание признанием работы администрации удовлетворительной.
Сложившаяся практика исполнения Ст 20 Устава является элементом «диодной политики». Для чиновников и собраний по их инициативе все делается быстро и оперативно, для собраний по их инициативе не нужно никакой легитимности для принятия решений по их деятельности.
Для народа и собраний по его инициативе все в легитимность и упрется, как в затор для реализации решений народных собраний.
ВЫВОДЫ:
1. Статья 20 Устава проработана плохо, способствует волоките с проведением народных собраний, не дает народу никаких гарантий на реализацию решений народных собраний. Таким образом Статья 20 своим содержанием не выполняет заголовок Главы 3, к которой эта статья относится.
Право на собрания Статья 20 народу дает, а права на реальное непосредственное участие народа в осуществлении местного самоуправления, права на реализацию народных решений народу не дает. Именно поэтому Статья 20 нуждается в серьезной доработке через общественное обсуждение необходимых дополнений к ней, которые обеспечат народу право на реализацию предложений и решений народных собраний.
2. Закон № 131-ФЗ процедуры проведения собраний отдает целиком на откуп Устава. Поэтому народу Искитима надо самому готовить эти процедуры с цель максимальной защиты своего права на реализацию решений народных собраний с учетом рекомендаций п1.1. Комментариев.
3. В качестве примера, на котором следует отрабатывать поправки к Ст.20 Устава следует взять случай, когда группа граждан Искитима собралась для обсуждения поправок к Уставу Искитима и решением этого собрания граждан являются предложения в поправками к Уставу. Что нужно предусмотреть в Ст. 20, чтобы эти поправки к Уставу были приняты депутатами в обязательном порядке, если их принятие не требует дополнительных бюджетных затрат, а сами поправки не нарушают действующего законодательства РФ и НСО?
Только такое обеспечение права граждан на внесение поправок к Уставу можно считать реальным и непосредственным участием населения в осуществлении местного самоуправления в полнм соответствии с тематикой Главы 3 Устава Искитима.
Статья 21. Конференция граждан (собрание делегатов)
1. Для обсуждения вопросов местного значения, затрагивающих интересы всех жителей городского округа, а также для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления городского округа и должностных лиц местного самоуправления городского округа могут проводиться конференции граждан (собрания делегатов). Конференции граждан (собрания делегатов) также могут осуществлять полномочия собраний граждан.
2. Порядок назначения и проведения конференций граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется решением Советом депутатов, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги проведения конференции граждан подлежат официальному опубликованию газете «Искитимская газета».
Комментарии:
1. Конференции, как правило, созываются по инициативе сверху, поэтому замечания к Ст.21 возможны только по части демократизации процедур проведения конференций. Чтобы была возможность выступать с деловой критикой и с деловыми предложениями. Чтобы этих людей, назовем их оппонентами, не забалтывали холуи-председатели, специально назначенные вести конференцию, чтобы им не создавали помех для выступления и для голосования их предложений. Для этого при проведении конференций надо в обязательном порядке предусматривать:
- содоклады оппонентов докладчикам основных докладов, которые имеют иное мнение по обсуждаемым вопросам,
- при наличии заявок на оппонирование основным докладам, ведения конференции должно поручаться двум сопредседателям, один от оппонентов, чтобы не было помех критическим выступлениям со стороны ангажированного председателя, чтобы была обеспечена гласность конференции,
- все выступления оппонентов публикуются в СМИ с той же степенью сокращений, что и основные доклады, с обязательным согласованием текста СМИ с авторами выступлений,
- все предложения оппонентов о голосовании голосуются участниками конференции в обязательном порядке,
- в случае конфликта предложений по отдельным пунктам конференции создается конфликтная комиссия по доработке решения конференции по конфликтному вопросу из участников конференции, поддерживающих разные точки зрения, в равном составе,
- одобренные предложения оппонентов в обязательном порядке включаются в планы СЭР, а деятельность Главы Искитима обязательно оценивается по результатам реализации этих предложений от оппонентов.
ВЫВОДЫ:
1. Статья 21 нуждается в доработках (См п1Комментариев) для демократизации процедур проведения конференций, для развития социальной активности населения, для защиты и для реализации права искитимского народа на непосредственное участие в осуществлении искитимского местного самоуправления.