Июнь 16, 2011

Госдума приняла закон о техосмотре

Вчера Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект «Об обязательном техническом осмотре автомобилей» («Ъ» рассказывал о законопроекте во вчерашнем номере). Документ предполагает передачу с 2012 года функции технического осмотра из ГИБДД под контроль Российского союза страховщиков. Союз займется аккредитацией операторов техосмотра, которыми могут стать автосервисы, автодилеры и существовавшие до сих пор пункты инструментального контроля. Всего таких операторов будет около 10 тыс. При этом талон, который будут выдавать операторы водителям, понадобится только для получения полиса ОСАГО — ГИБДД проверять его более не будет, а санкции в виде штрафов и снятия номеров с 2012 года отменят. Кроме того, инструментальный контроль больше не будут проходить автомобили не старше трех лет. Ожидается, что законопроект будет подписан президентом в начале июля. До вступления документа в силу правительство РФ разработает методику расчета стоимости техосмотра, требования к операторам, правила их аккредитации и другие подзаконные акты, необходимые для выполнения норм закона. Кроме того, все это время от прохождения техосмотра будут освобождены легковые автомобили с разрешенной массой до 3,5 тонны и мотоциклы. Согласно постановлению правительства РФ талоны, действие которых закончилось или закончится в 2011 году, автоматически продлеваются до 2012 года — до окончания действия полиса ОСАГО.

Коммерсантъ

Новый закон разрушил много мифов. К примеру — миф о том, что к техосмотру не будут допускать автомобили с наклейками и рекламой, которые занимают более половины площади кузова, а сами автовладельцы будут штрафоваться. Действительно в Приказе МВД РФ №410 от 7 июля 1998 г. «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах» подобные требования существовали, но они были отменены приказом МВД РФ №68 от 23 января 2007 г. А осадочек, как говорится, остался. Сейчас нанесение рекламы на автомобиль ограничивается лишь одним требованием — прозрачные или непрозрачные пленки, нанесенные на кузов автомобиля, должны позволять установить фактический цвет транспортного средства.

Технический осмотр автомобилей с 1 января 2012 года будет проходить по новым правилам.

Дума приняла вчера законопроект о ТО в окончательном, третьем чтении, несмотря на стойкое сопротивление оппозиции.

Коммунисты, либерал-демократы и «справороссы» попытались исключить этот вопрос из повестки дня для того, чтобы более внимательно проанализировать возможные последствия от реализации новых норм. А заодно направить законопроект в парламентскую комиссию противодействия коррупции в сфере законодательства. «Пусть его внимательно изучит. Страховые компании и так уже имеют многомиллиардные доходы, зачем им отдавать еще грабеж по техосмотру?» — заметил депутат из КПРФ Николай Коломейцев. «По поводу коррупционной составляющей очень много вопросов», — согласился с предложением «справоросс» Антон Беляков, напомнив, что по поводу законопроекта продолжаются «ожесточенные дебаты, и непонятно, почему весь финансовый поток, связанный с ТО, идет к страховщикам».

«Мы опять спешим, а потом будем думать, почему наши граждане страдают», — поддержал коллег либерал-демократ Максим Рохмистров. Он не отрицает заинтересованность в качественном техосмотре тех, «кто платит деньги за неисправный автомобиль в случае аварии», то есть страховых компаний, «которые несут риски, связанные с оплатой страховых случаев по ОСАГО.

Однако «так называемой общественной организации» — Российскому союзу автостраховщиков — Рохмистров не вполне доверяет, подозревая, что именно сюда выстроятся очереди. Раньше в очередях за талонами стояли автовладельцы, а теперь, по словам Рохмистрова, это будут очереди из операторов, желающих проводить техосмотр, — за аккредитацией.

У депутата даже есть сведения, что «уже в некоторых кругах публикуются «прайсы» на то, чтобы получить право проведения техосмотра». Для граждан, считает Рохмистров , это выльется в увеличенную, «как минимум в три раза» стоимость техосмотра при официальных платежах. «А сколько надо будет заплатить сверху, пока неизвестно, но многие эксперты говорят, что стоимость технического осмотра в реальном выражении нашим гражданам будет обходиться от пяти тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге, существенно дороже», — пугал думцев либерал-демократ, предупреждая их, что после того, как новый закон начнет действовать и станут видны последствия принятых норм, депутатам придется к нему вернуться. И признать ошибки.

Председатель Комитета Госдумы по транспорту «единоросс» Сергей Шишкарев признал, что дебаты по законопроекту были действительно острыми и в них звучали резкие критические замечания. Но именно они, по словам главы комитета, позволили — «в первую очередь нам самим» — убедиться, что ответы на наиболее важные — не популистские — вопросы в тексте законопроекта учтены.

Шишкарев заявил, что принятию законопроекта в таком виде, каким он вышел на третье чтение, предшествовали два месяца интенсивной, содержательной работы, которая велась с участием всех заинтересованных сторон. «И мы спешим, соблюдая при этом все предусмотренные процедуры, не только для того, чтобы законопроект был рассмотрен Советом Федерации, не только для того, чтобы он был подписан президентом до 1 июля, как он обещал вместе с партией «Единая Россия» гражданам нашей страны, — объяснял непонятливым Сергей Шишкарев, — но и для того, чтобы осталось ровно полгода на подготовку подзаконных актов».

«Единороссы» полагают, что за это время и рынок сможет подготовиться к тому, чтобы «процедура технического осмотра была незатратной, разбюрократизированной и способствовала безопасности на наших дорогах».

Отвергает глава комитета и все подозрения в коррупционности законопроекта. По словам Шишкарева, сделано все, чтобы с принятием нового закона «тот полуторамиллиардный теневой оборот, который существует сегодня по проблеме технического осмотра, был направлен в коммерческие законные структуры, чтобы эти структуры осуществляли реальные процедуры ТО, платили налоги и способствовали тому, чтобы на дороги Российской Федерации выезжали исправные автомобили». Сергея Шишкарева несколько удивило, что ни одного вопроса именно по поводу того, как новая процедура ТО будет способствовать безопасности дорожного движения, от думской оппозиции не было задано.

Либерал-демократ Сергей Иванов предложил все-таки повременить с третьим чтением до тех пор, пока правительство не разработает правила прохождения техосмотра и методику расчета платы за него — чтобы «через шесть месяцев мы не увидели, что те правила, которые разработает правительство, оказываются кабальными, и нас будут опять за это ругать». Регламент, по словам Иванова, предусматривает, чтобы перед окончательным чтением депутаты могли ознакомиться с такими материалами.

Однако парламентское большинство не поддержало предложение остановиться на втором чтении и ждать подзаконных актов.

Процедура

Новый закон полностью отстраняет ГИБДД от проведения столь занимательной процедуры. Аккредитовывать операторов технического осмотра — именно такое название получат организации, которые выдадут заветный талончик — будет Российский союз автостраховщиков. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января будущего года. Однако успеет ли РСА аккредитовать столько операторов? Особенно если учесть, что пока нет подзаконных актов, которые устанавливают условия для проведения техосмотра, а также требования к организациям, его проводящим.

На этот случай законодатели подстраховались. ГИБДД от этой функции отлучат не сразу. До 2014 года будут работать пункты государственного технического осмотра, на которых по-прежнему проверять машины будут в том числе и госинспекторы технического контроля. Но по мере аккредитации таких пунктов в РСА госинспекторы будут с них уходить, а коммерсанты все больше и больше вступать на этот рынок.

Напомним, сейчас в России работает более двух с половиной тысяч пунктов техосмотра. По оценкам экспертов, чтобы избавиться от очередей и создать конкурентную среду, требуется порядка 10 тысяч пунктов. Правительству с помощью нормативных актов и РСА при помощи правил и требований аккредитации необходимо создать такие условия, чтобы коммерческие структуры сами шли на этот, по сути, новый рынок.

До сих пор к проведению техосмотра не допускались те организации, которые занимаются ремонтом машин. С нового года к этой процедуре будут допущены все: дилеры и автосервисы, у которых есть соответствующее диагностическое оборудование, как минимум один технический эксперт в штате и возможность передавать сведения о результате техосмотра в единую информационную систему.

Тарифы на проведение техосмотра будут установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в зависимости от объема проводимых работ и типа транспортного средства. Сколько это будет в рублях — пока неизвестно.

Однако если вдруг у вас выявится какая-то проблема с машиной и вас «завернут», то новая диагностика вам также будет стоить денег. До сих пор в течение 20 дней вы могли пройти повторную диагностику узлов, которые ранее не соответствовали требованиям, бесплатно. Теперь за это придется заплатить ровно столько, сколько стоит диагностика этих узлов. А если вы обратитесь в другой пункт или по истечении 20 дней, то вам придется заново оплачивать всю процедуру. Чем не повод для автосервисов на пустом месте пополнить бюджет?

Правда, при этом сами операторы будут нести ответственность за проверенный, а точнее, недопроверенный автомобиль. Если вдруг случится авария и причиной будет техническая неисправность, которая могла быть выявлена на стадии техосмотра, то оператору в лучшем случае придется ответить рублем: полностью возместить вред, нанесенный в результате аварии. Причем, скорее всего, возмещать его придется страховой компании, а они умеют выбивать свои деньги.

Изменится процедура получения талона. До сих пор техосмотр был последним звеном в цепи допуска на дорогу машины. Теперь станет первым. Автовладельцу придется сначала пройти техосмотр, потом купить полис ОСАГО, и только потом он сможет поставить машину на учет.

Надо учесть, что по новому закону если до окончания срока действия техосмотра остается менее полугода, то страховку вам не продлят. Идите и проходите ТО, а потом за страховкой.

Впрочем, и на дороге больше не будут проверять техосмотр. Достаточно наличия полиса ОСАГО. Соответственно, за отсутствие талона никто не будет снимать номера. А за отсутствие страховки запрет эксплуатации предусмотрен.

Правда, наличие талона будут проверять у таксистов, водителей автобусов и прочих, кто занимается коммерческими перевозками. И ответственность за непройденный техосмотр для них осталась та же.

Для техосмотра потребуются помимо автомобиля свидетельство о регистрации (если есть) или техпаспорт, а также личный паспорт.

Ни медицинской справки, ни страхового полиса с вас не потребуют. Тем более что последний вы сможете приобрести, только получив талон техосмотра.

Какие параметры будут проверять при новом техосмотре — пока неизвестно. Предполагается, что они останутся прежними. Впрочем, их установит своим постановлением правительство.

Будут ли проверять аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки — тоже пока неизвестно. Но, скорее всего, будут.

Российская газета

Еще из этого раздела

Комментарии

  1. user

    начал читать, и подумалось, а сколько же будет стоить повторный осмотр, если не прошел. Вот пожалуйста: «…Теперь за это придется заплатить ровно столько, сколько стоит диагностика этих узлов…» Ну а ездить на осмотр можно до бесконечности. Очередная прекрасная реформа любимого правительства.


Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Оставить комментарий" Вы безоговорочно принимаете внутренние правила сайта, а так же соглашаетесь с постмодерацией комментариев. Содержание комментариев является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением Администрации сайта.

В центре внимания

  • Admin: Это {censored}
  • Местный: Это оклады или чо?
  • Володя: изнахратил его. ИМХО: Тогда он не Ваш...
  • Юлия Медведева: Опять мой текст спер, да еще и изнахратил его. Низкий вы человек. Что стоит акти
  • Ra: Ну чтож, Европу мы уже догнали, примерно средние века, эпоха мракобесия и инквиз

Новости партнеров