«Круглый стол» с участием представителя Роспотребнадзора
Вчера — 15 марта — отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. Накануне этого события, состоялся «круглый стол» с участием представителя Роспотребнадзора, специалистов городской и районной администрации. В нынешнем году день защиты прав потребителей проходит под девизом: «Наши деньги, наши права». Такая тематика обусловлена правовой и финансовой безграмотностью населения.
20 лет назад в России был принят закон, который создал условия для формирования цивилизованной рыночной среды, — закон «О защите прав потребителей». Этот документ гарантировал юридическую защиту, государственную и общественную поддержку и потребителям, и продавцам, и товаропроизводителям.
По словам инспектора территориального отдела Управления Роспотребнадзора Светланы Анатольевны Катиной, сфера финансовых услуг продолжает оставаться весьма проблемной для потребителей. Зачастую у них возникают сложности с пониманием сути того или иного финансового продукта. И причиной тому может быть отсутствие полной и достоверной информации о нем. «К примеру, при оформлении денежного кредита далеко не все внимательно читают договор, — отметила Светлана Анатольевна. – Многие узнают о полной сумме, подлежащей возврату, лишь после подписания документа».
К сожалению, весьма несовершенна и требует своей доработки система защиты прав поручителей. Ведь если заемщик оказался непорядочным человеком и «забыл» о взятых на себя обязательствах, то бремя ответственности полностью ложится на того, кто за него поручился. «Хочется надеяться, — подытожила свое выступление Светлана Анатольевна, — что законодательная база будет усовершенствована и потребители будут уверены: в случае возникновения спорной ситуации они всегда смогут защитить свои права в суде».
Специалисты убеждены, что регулировать отношения потребителей и исполнителей услуг можно лишь одним путем: посредством заключения договора. Если недобросовестный исполнитель услуги будет уклоняться от выполнения своих обязательств, то наличие официального документа поможет в разрешении конфликта.
Официальный сайт Администрации Искитимского района
Накануне Дня защиты прав потребителей состоялся «круглый стол», организатором которого выступил территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Искитимском районе. Участие в мероприятии приняли специалисты городской и районной администраций, а темой «круглого стола» — защита прав потребителей при оформлении банковских кредитов.
К сожалению, на сегодняшний день все чаще возникают ситуации, когда человек, взявший кредит в банке, в дальнейшем сталкивается с массой неприятных «сюрпризов». Как отметила в своем выступлении ведущий специалист эксперт Роспотребнадзора С.А. Катина, к ним за помощью все чаще обращаются граждане, попавшие в «банковскую кабалу». Вот только делают они это тогда, когда сделать уже практически ничего невозможно. И здесь путь один — обращение с исковым заявлением в суд.
«Необходимо помнить, что кредиты беспроцентными не бывают, и взять кредит гораздо проще, чем его отдать, — подчеркнула Светлана Анатольевна. — Кредиты, которые выдаются быстро — самые дорогие». Ведь банки не могут за короткое время качественно проверить заемщика, подчас выдают человеку кредит с плохой кредитной историей и поэтому стараются уменьшить свои риски за счет установления высоких процентов и комиссий.
Как правило, оформить кредит человек решается в том случае, когда ему срочно нужны деньги. И для заемщика в этой ситуации главное — «пройти» все банковские проверки, чтобы получить необходимую сумму. При этом человек готов подписать любые бумаги не сильно вникая в канцелярскую казуистику. И этим обстоятельством охотно пользуется большинство банков. Именно поэтому специалисты Роспотребнадзора советуют отнестись к выбору банка со всей серьезностью — поискать информацию об этом банке в Интернете, узнать отзывы клиентов о потенциальном кредиторе, рекомендации знакомых и друзей. Лучше потратить больше времени при оформлении кредита, тогда вероятность возникновения проблемных ситуаций будет гораздо ниже.
Перед оформлением кредита необходимо ознакомиться с типовой формой договора. При этом следует заострить внимание на таких моментах, как годовая процентная ставка за пользованием кредита, на различные комиссии за обслуживание кредита, на условия страхования. Повышение банком процентной ставки в одностороннем порядке является неправомерным шагом. А обязательным видом страхования является только страхование объекта ипотеки, от иных видов страхования заемщик имеет право отказаться.
Ну, а если человек уже взял кредит, то очень важно вовремя вносить очередные месячные платежи. Просрочка даже в один день может повлечь за собой штрафные санкции. Кроме того, у банка появится право потребовать досрочно возврата кредита. В случае возникновения спорных ситуаций или невозможности внесения ежемесячных платежей, следует в первую очередь обращаться в банк за разъяснениями. Причем обращения к банку — запросы, заявления, претензии, — рекомендуется оформлять в письменном виде.
По словам С.А. Катиной, в последнее время участились случаи, когда банки передают свои права взыскания задолженности коллекторским агентствам. Причем «сборщики долгов» не всегда действуют в рамках закона. В таких ситуациях рекомендуется обращаться в правоохранительные органы.
В целом же, специалисты Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области всегда готовы проконсультировать граждан по самым разным вопросам. Для этого организованы общественная приемная и «горячая линия». Телефон общественной приемной — 201-08-59, «горячей линии» — 8-800-350-50-60 с 10:00 до 17:00 без обеда.
Оксана Паньковская / Искитимская газета